ЭКОНОМИКА ЯПОНИИ


 


ЭКОНОМИКА, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЯПОНИИ


Япония - высокоразвитая страна, занимающая 2-е место (после США) по финансовой мощи. ВНП Японии составляет более 14% мирового. По объему ВНП на душу населения она превзошла США.
С середины 80-х годов Япония стала крупнейшим кредитором капиталистического мира, общая сумма ее зарубежных активов в настоящее время превышает 1 трлн. долларов.
С начала 90-х гг. наблюдалось определенное замедление темпов экономического развития страны. Лишь с конца 1995 г. наметились признаки постепенного выхода из состояния экономической депрессии, хотя в настоящее время экономика переживает сложный период стагнации. Темпы прироста ВВП в реальном исчислении в 1997 г. составили 0,9%.

В ЭАН Японии преобладают наемные работники - около 44,5 млн. человек. Самостоятельные хозяева - 9,1 млн. (15,4%), помогающие члены семьи - 5,5 млн. (9,3%). В стране сравнительно большая производительность рабочего времени - порядка 2088 час/год; в США - 1924, в ФРГ - 1655. Среднемесячная заработная плата - около 400 тыс. иен (примерно 4 тыс. долларов). Уровень инфляции около 2% в год и безработица - 3,9%.
С конца 80-х годов в связи с обострением экономических противоречий с основными торговыми партнерами (прежде всего с США), нарастание конкуренции со стороны новых индустриальных стран в Японии идет структурная перестройка экономики с целью расширения внутреннего спроса, повышения роли сферы услуг и информатики, развития собственного научно-технического потенциала.

Элементом приспособления японской экономики к новым условиям стал перевод производственных мощностей обрабатывающей промышленности за границу - в страны с емкими рынками, более дешевой рабочей силой и с более благоприятными валютными курсами. В обрабатывающей промышленности занято около 14 млн. человек, или около 25% ее самостоятельного населения. Развиваются преимущественно новые и новейшие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях: производства средств связи и информатики, новых материалов, биотехнология. Страна занимает 1-е место в мире по производству судов (52% мирового объема), автомобилей (около 30%), тракторов, металлообрабатывающего оборудования, бытовой электроники, роботов, улову рыбы. Доля Японии в мировом производстве цветных телевизоров составляет более 60%, выплавляемой стали - 14,3%, искусственных волокон - 12,3%. Более 30% продуктов питания, удовлетворяющих спрос, страна импортирует. Широко развиты финансовая и торговая инфраструктуры, иностранные инвестиции; морской флот по тоннажу занимает 2-е место в мире. Золотовалютные резервы Японии, по данным на 1998 г. составляет 228 млрд. долларов. Япония бедна энергоресурсами. Практическое значение имеют лишь незначительные запасы каменного угля, медной и свинцово-цинковой руд. Японская энергетика более чем на 80% зависит от импорта энергоносителей (нефть, газ, уголь, уран и т.д.) Более 1/2 энергобаланса приходится на нефть, но возрастает значение гидро- и атомной энергетики.

Сейчас благодаря новым технологиям для Японии становится рентабельным использование ресурсов океана (добыча марганцевых конкреций с океанского дна, извлечение урана из морской воды и т.д.).
Япония торгует со всем миром. Характерными чертами экономики являются приоритетность наукоемких производств, внешнеэкономическая экспансия. Наибольший объем внешнеторговых операций страны приходится на США (более 26% товарооборота). Другие торговые партнеры: страны Юго-Восточной Азии (28%), ЕС (около 14%), КНР (более 6%) - свыше 50 млрд. долларов.

В последнее время Токио проявляет интерес к доступу на рынок энергоресурсов государств Средней Азии, стран Ближнего Зарубежья, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Япония активно участвует в международных экономических организациях: Организация экономического сотрудничества и развития (с 1961 г.), Азиатский Банк Развития (Япония - крупнейший акционер), Африканский Банк Развития.

Значительную роль во внутренней жизни Японии играют организации частных предпринимателей.
Федерация экономических организаций (Кэйданрен), объединяющая практически все основные группы Японского делового мира (в нее входят на персональной основе около 80 ведущих представителей финансово-промышленных и на коллективной - около 940 компаний и 120 финансово-промышленных ассоциаций).
Японская торгово-промышленная палата (Ниссё), в которую входит 1,2 млн. фирм-членов - преимущественно ме6лких и средних, объединенных в 489 местных торгово-промышленных палат.
Федерация предпринимательских организаций (Никкэйрэн), занимающихся в основном вопросами взаимоотношений труда и капитала (объединяет 47 региональных и 55 отраслевых организаций).
Ассоциация экономических единомышленников (Кэйдзай доюкай), в которую входит 1000 влиятельных бизнесменов на индивидуальной основе.

Промышленность

В период высоких темпов роста экономики в 60-х годах японская энергетика ориентировалась на преимущественное потребление импортного топлива, в основном нефти и нефтепродуктов. Топливный кризис середины 70-х годов привел к необходимости серьезных сдвигов в энергобалансе в направлении увеличения доли других источников энергии. Однако нефть и нефтепродукты до сих пор дают более половины ее поступления, причем практически все жидкое топливо импортируется (в 1994 г. импорт нефти составил 232 млн. тонн, собственная добыча - 0,7 млн. тонн). Постепенно сокращается в энергобалансе доля угля, составляющая в настоящее время 19%, также преимущественно импортного (ввоз - 115 млн. т, собственная добыча - 7 млн. т). Примерно 10% потребляемой энергии приходится на долю природного газа, в основном импортного в сжиженном виде, около 9,5% дает гидроэнергия, более 9% - атомная энергия; доля последних 3-х видов, а также прочих источников энергии постепенно возрастает.

Выработка электроэнергии в 1994 году составила 964 млрд. квт/ч, из которых более 60% дали ТЭС, в основном размещенных в крупных промышленных районах. Доля ТЭС в производстве электроэнергии сокращается, главным образом, за счет развития атомной электроэнергетики и отчасти - гидроэнергетики. По состоянию на 1995 год в Японии действовало 43 атомных энергоблока мощностью 35 тыс. квт/ч. Располагаются АЭС обычно в отдаленных периферийных зонах крупных промышленных узлов. На них приходится около 27% всей выработанной электроэнергии. Японские ГЭС, построенные на бурных горных реках, имеют небольшую единичную мощность, расположены каскадами. Основным районом сосредоточения стали горы Центрального Хонсю, откуда энергия передается в крупные города побережья.

Перспективы развития отрасли японское руководство видит в дальнейшей диверсификации источников энергии, развитии новых направлений энергетики, важнейшее значение придается программам энергосбережения.
Японская обрабатывающая промышленность за послевоенный период своего развития претерпела кардинальные изменения. Прежде всего, вырос объем производства (сейчас Япония занимает 2-е место после США). Произошла перестройка структуры промышленности - преимущественное развитие легкой, особенно текстильной, промышленности в довоенные годы сменилось ведущим значением современных отраслей, прежде всего, машиностроительного комплекса. По качественным параметрам производимой продукции Япония вышла на лидирующие позиции в мире. Хотя по ряду наиболее сложных видов товаров она уступает другим странам, прежде всего, США (авиа космическая техника, сложная радиоэлектроника, оборудование для атомной энергетики и др.) В структуре собственности японской промышленности снова возросла роль крупнейших многоотраслевых концернов ("Мицубиси", "Фудзи", "Сумито"), представляющих интересы ведущей финансово-промышленной группы.

Однако в японской промышленности сохранилось большое число мелких фирм, контролируемых крупными компаниями и достаточно органично вписанных в общественную структуру производства. На мелких предприятиях, принадлежащих таким фирмам, занято до 1/2 работающих в промышленности и дающих до 1/3 промышленной продукции.

В отраслях машиностроительного комплекса в настоящее время выпускается почти 44% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе 17% -в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 14,5% - в транспортном машиностроении, 10,5% - в общественном машиностроении. Из других отраслей наиболее выделяется металлургическая промышленность (черных цветных металлов) - 7%, химическая и пищевая - по 7,1 % каждая.

По некоторым подсчетам в пределах Тихоокеанского промышленного пояса на 13% территорий страны выпускается немногим менее 80% промышленной продукции. В последние десятилетия государство предпринимает попытки рассредоточения промышленности в другие регионы, но они сравнительно малоэффективны.

Общими тенденциями в работе сырьевых, энерго- и трудоемких отраслей первой "волны" послевоенного промышленного развития является застой и спад производства, недозагрузка мощностей, сокращение количества рабочих мест, скрапирование производственных агрегатов, вынос производства в другие страны.
Единственной отраслью в этом комплексе, в основном сохраняющей свой высокий эскортный и производственный потенциал, осталась черная металлургия. Экологически вредные части металлургического производства были в значительной степени вынесены за границу, в Японии сосредоточены предельные производства, более чистые и экономически рентабельные.

В настоящее время объем выплавки стали составляет 100 млн. т в год, чугуна - 75 млн. т в год (1995 г.) Экспортная квота отрасли исчисляется в 24%. Доля Японии на мировом рынке черных металлов - примерно 23%. Общее количество предприятий отрасли в Японии исчисляется сотнями, но важнейшее значение имеют металлургические заводы, расположенные вблизи Осаки и Токио, ориентированные на крупные центры потребления металла. Сохраняет свою роль самый старый японский металлургический район на севере Кюсю (г. Китакюсю), зародившийся на основе использования местных углей.

Черная металлургия Японии практически полностью работает на привозном сырье и топливе, поэтому подавляющее большинство крупных заводов размещено в зонах крупных портов.
Цветная металлургия, практически все производства которой материало- и энергоемки, а также экологически опасны, оказалась в наибольшей степени подвержена реорганизации. Очень сильно сократилась первичная выплавка цветных металлов. Предельные заводы расположены практически во всех ведущих центрах промышленного пояса, некоторые крупные предприятия размещены в старинных центрах цветной металлургии, возникших на основе переработки местных руд - Ниихама (на Сикоку), Хитати и Асио (в северной части Хонсю) и Ямагати.

Предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности также тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса (Ковасоки, Тиба, Итихара, Иокагамма). Другие крупные центры химической промышленности: Йоккаити (в районе Нагои), Убе и Токуяма (на юге Хонсю), Нобеока (на Кюсю). Современное химическое производство в Японии специализируется, главным образом, на нефтехимии. В стране развито производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. В последние годы значительное внимание уделяется "тонкой химии" и биохимии.
Машиностроение Японии представляет собой достаточно пестрое структурное образование, в котором сохраняется большая роль модернизации отраслей массового экспорт ориентированного производства (судостроение, автомобилестроение, некоторые виды общего машиностроения) и активно развивающиеся новые наукоемкие отрасли (авиационно-космическая, приборостроение и др.) Основные центры: Токио, Кадома, Хадокате, Хиросима, Куре, Футю, Йокодука и др.

Судостроение, специализирующееся на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов, испытывало глубокий кризис в середине 70-х годов в связи с сокращением заказов. Оживление отрасли началось с конца 80-х годов (1995 г. - 44% общемирового объема строительства). Судостроительные предприятия размещены по всей территории страны. Главные центры судостроения - крупные портовые города: Йокогама, Кобе, Нагасаки, а также Майдзура, Йокосуки, Сасебо.

Развито в Японии общественное машиностроение, нацеленное как на экспорт, так и на обеспечение машинами и оборудованием собственной экономики. Основные предприятия отрасли сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса, но отдельные его районы, имеющие определенную специализацию (например, Токийский район - производство наиболее сложных видов оборудования, Осакский - преобладание заводов по выпуску тяжелого и металлоемкого оборудования и т.д.).

Размещение предприятий радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентировано на крупнейшие города Тихоокеанского побережья. Важнейшим фактором стала ориентация на научно-технический потенциал крупных городов. Ведущие предприятия отрасли сосредоточены в Токио, Осаке, Йокогаме, Фукооке, Хитати и других городах.

Предприятия прочих промышленных отраслей распределены по территории Японии относительно равномерно, ориентированы как на местное, так и на привозное сырье. Они в основном обслуживают внутренний рынок, причем определенная часть производства имеет традиционно национальный характер.

Сельское хозяйство. В сельской местности проживает около 19 млн. японцев, что составляет более 15% населения страны, однако, лиц, для которых сельскохозяйственный труд является основным источником дохода, насчитывается только 4,1 млн. человек, или около 6,5 % общего количества занятых. В сельском хозяйстве создается около 2% ВВП. Численность занятых и доля отрасли в ВВП постоянно сокращаются.

На обрабатываемые земли приходится около 14% страны. Для японского сельского хозяйства характерна система мелкого землепользования фермерского типа, причем почти 70% хозяйств имеют в своем распоряжении не более 1 га земли каждое мелкое крестьянское хозяйство. Подавляющее большинство хозяйств - мелкотоварные, 3/4 из них основной доход получают от несельскохозяйственной деятельности. Исключение составляют кооперативы и сельскохозяйственные фирмы, большая часть которых работает в пригородном животноводстве.

Японское сельское хозяйство имеет ярко выраженную продовольственную направленность, обеспечивая 100% потребления риса и 65-95% овощей и мясо-молочной продукции в стране. Напротив, подавляющая часть продукции кормовых и особенно технических культур ввозится из-за рубежа. Товарная структура определяет особенности размещения сельского хозяйства, для которого характерны, во-первых, концентрация в пригородных зонах крупных агломераций, во-вторых, наличие традиционных, специализированных на том или ином виде продукции периферийных сельскохозяйственных районов.

Для первых характерно распространение птице- и свиноферм и огородов, они расположены на всех крупных равнинах Японии. Среди вторых выделяются крупнейший район выращивания риса на равнине Этиго на северо-западе Хонсю, а также вдоль северного его побережья, районы молочно-мясного пастбищного скотоводства на Хоккайдо, субтропического земледелия на Кюсю и Сикокку, шелководства во внутренних долинах Центрального Хонсю и некоторые другие технические и кормовые культуры выращиваются на северо-западе о. Хоккайдо, зерновые - на южном побережье всех островов.

Большое значение в жизни японцев имеет потребление рыбы и других морепродуктов. Морское рыболовство дает в настоящее время 6-7 млн. т морепродуктов в год - страна стоит на четвертом месте в мире по улову морепродуктов. Япония располагает большим рыболовным флотом (более 400 тыс. судов общим тоннажем 2,7 млн. бр. рег. т), который ведет промысел во всех районах Мирового океана. До 1/3 улова обеспечивают прибрежные воды, главным образом вокруг Хоккайдо и Северного Хонсю. Довольно значительное количество рыбы и моллюсков дает их разведение в морских прибрежных водоемах (лагунах), а также в пресноводных водоемах.


Внешние связи

В последние годы японское руководство целенаправленно осуществляет программный курс на усиление политической роли страны в мировом сообществе. Важное значение придается активизации деятельности в рамках ООН (является ее членом с 1956 г.), ведущих международных организациях (Плана Коломбо с 1954 г., ОЭСР с 1964 г. и др.), участию в урегулировании региональных конфликтов. В соответствии с принятым в 1992 г. законом о содействии миротворческим усилиям ООН японские военнослужащие впервые после 2-й мировой войны были направлены за пределы страны. Они четырежды привлекались к невоенным аспектам операций ООН по поддержанию мира (Камбоджа, Мозамбик, Руанда, Голанские высоты).

Союз с США остается стержнем внешней политики Японии. Вместе с тем она поддерживает активные связи с Западной Европой. Все более весомым становится участие Токио в ежегодных встречах руководителей ведущих экономически развитых стран.

Япония придает большое значение развитию отношений с соседними азиатскими странами, особенно с государствами - членами АСЕАН, с которыми стремится укрепить как экономические, так и политические связи. Япония - партнер по диалогу. В структуре внешнеполитических приоритетов Японии серьезное внимание придается отношениям с КНР. В октябре 1992 г. состоялся первый в истории визит японского императора в КНР.
Япония принимает активное участие в процессах экономической интеграции в АТР, деятельности АТЭС. В последнее время прослеживается стремление Токио к подключению к многосторонним контактам по вопросам обеспечения безопасности в АТР, в частности в рамках Азиатско-тихоокеанского форума (АТФ).
Советско-японские отношения после 2-й мировой войны развивались неровно. По ряду причин СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор, и отношения между двумя странами были восстановлены лишь в октябре 1956 г. с подписанием Совместной Декларации СССР и Японии. В последующем были заключены торговый договор, а также целый ряд соглашений о сотрудничестве в практических областях. Вместе с тем Токио длительное время придерживался так называемого принципа "неразделения политики и экономики", в соответствии с которым развитие экономического сотрудничества ставилось в зависимость от прогресса в решении "территориальной проблемы", связанной с притязаниями Японии на острова южной части Курильской гряды.
После распада СССР Россия в качестве государства-правопреемника унаследовала как накопленный позитив, так и негатив двусторонних отношений. Принцип "неразделения политики и экономики" Японией был пересмотрен и трансформировался в более рациональный и реалистичный принцип "сбалансированного, многослойного расширения отношений".

В октябре 1993 г. состоялся первый официальный визит в Японию Президента России, по итогам которого были подписаны Токийская декларация о российско-японских отношениях, Декларация о перспективах торгово-экономических и научно-технических отношений, а также ряд соглашений и других совместных документов, в том числе о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, о предотвращении инцидентов на море.

Достигнута договоренность продолжать переговоры с целью заключения мирного договора и решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.
Важный политический импульс развитию отношений между двумя странами придали состоявшиеся в последнее время встречи высших руководителей Российской Федерации и Японии, включая неформальные российско-японские встречи на высшем уровне в Красноярске в ноябре 1997 г. и Каване (Япония) в апреле 1998 г. Руководители двух стран утвердили новые принципы отношений: взаимная выгода, тесное сотрудничество, доверие и долгосрочная перспектива.

В ноябре 1998 г., впервые за последние 25 лет, состоялся официальный визит в Россию премьер-министра Японии. По итогам российско-японских переговоров была подписана московская декларация "об установлении созидательного партнерства между РФ и Японией", определившая направление развития связей и сотрудничества между двумя странами в области политики, экономики, региональной и международной безопасности, науки и техники, культурной и гуманитарной сферах с перспективой на XXI век. Была подтверждена решимость, приложить все усилия с целью заключения мирного договора к 2000 году. Параллельно с работой по вопросу о пограничном размежевании предполагается определить виды возможной совместной деятельности на 4-х островах, не наносящей ущерба юридическим позициям обеих сторон.

Расширяется торгово-экономическое сотрудничество 2-х стран. Товарооборот с Россией составляет около 6 млрд. долларов. В 1994 г. была достигнута договоренность об учреждении двусторонней Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. В феврале 1998 г. заключено "Соглашение между правительством РФ и правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов", основанное на принципах доверия и взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами в районе Южных Курил. Японское правительство выступает в поддержку политико-экономических реформ в России, оказывает техническое и финансовое содействие РФ. Подписано "Соглашение о поощрении и защите инвестиций". Но в настоящее время имеются разногласия с Россией по вопросу принадлежности Курильских островов.

Япония также имеет дипломатические отношения со странами Юго-Восточной Азии.
Транспорт. В послевоенный период на первое место по объему грузо- и пассажироперевозок в Японии быстро выдвинулся автомобильный транспорт (соответственно 52 и 60%). Протяженность автомобильных дорог составляет около 1,2 млн. км из них 5 тыс. км - скоростных. Остальное большей частью приходится на морские каботажные перевозки, доля которых постепенно снижается. Еще быстрее уменьшается значение железнодорожного транспорта, особенно после его приватизации в середине 80-х годов. Протяженность ж/д около 30 тыс. км. Растут объемы авиаперевозок, но их удельный вес пока невелик. Япония занимает второе место в мире по тоннажу торгового флота (почти 87 млн. бр. рег. т в 1996 г.), но 73% этого тоннажа уходит под "удобными флагами". Размеры автомобильного парка - 43 млн. легковых машин и 22 млн. грузовых и автобусов (1995 г., второе место в мире).

С середины 70-х годов основным направлением развития технической базы транспорта стало качественное совершенствование транспортной инфраструктуры. В Японии создана густая сеть автомобильных дорог, основным элементом которой стали скоростные автомагистрали, соединившие все города с населением более 500 тыс. человек. Построена система железнодорожных линий со средней скоростью движения поездов более 200 км/ч. В стране насчитываются несколько десятков крупных морских портов (крупнейший - Тиба), целый ряд аэропортов, способных принимать крупные лайнеры. В 80-е годы непрерывными транспортными путями (через систему туннелей и мостов) были соединены все четыре главных японских острова.

Многократно возросшие объемы и напряженность транспортных Перевозок в Японии, особенно в зоне главной транспортной оси страны, проходящей через Тихоокеанский промышленный пояс, потребовали повышения надежности и безопасности системы коммуникаций. Ее совершенствование достигается путем широкого внедрения электронно-вычислительной и информационной техники как в системы управления транспортными перевозками, так и в сами транспортные средства.


Внешнеэкономические связи

Япония входит в число крупнейших мировых торговых держав. Ее высокая зависимость от внешних экономических связей определяется прежде всего необходимостью ввоза преобладающей части потребляемого промышленного сырья, топлива, а также достаточно большого количества продовольствия. Доля импортной нефти, железной руды, бокситов, натурального каучука, хлопка, шерсти, кукурузы и некоторых других товаров достигает почти 100% их потребления в Японии, пшеницы и бобовых - 90%, природного газа, леса, соли - 70-80% и т. д.

Экспорт в меньшей степени "привязывает" Японию к внешним рынкам. Экспортная квота японской экономики в целом не очень велика - менее 10%, что выше, чем в США, но ниже, чем в некоторых развитых западноевропейских странах. В то же время по некоторым видам японских товаров доля экспорта в общем производстве высока: по часам, фотоаппаратам, видеомагнитофонам - 80-90%, судам и компьютерам - 70, автомобилям и мотоциклам - 50-60, металлорежущим станкам - 40% и т. д.

Товарная структура внешней торговли Японии после второй мировой войны значительно изменилась, отражая сдвиги в отраслевой структуре экономики и положение страны в системе мирового разделения труда. На начальном этапе послевоенного развития Япония выходила на мировой рынок с продукцией первичной переработки дешевого импортного сырья и относительно несложной готовой промышленной продукцией, затем постепенно превратилась в "мировую мастерскую", ориентированную на массовое производство и экспорт промышленной продукции средней сложности. Переход на интенсивный путь развития привел к тому, что в экспорте Японии быстро увеличилась и продолжает расти доля высокотехнологичной дорогой продукции. В настоящее время он на 75% состоит из продукции машиностроения, в том числе около 1/4 приходится на радиоэлектронные и электротехнические товары, 18% - на автомобили, 15% - на современное металлообрабатывающее оборудование.

В японском импорте остается ведущей доля сырья и топлива. Главными позициями импорта по-прежнему являются нефть и нефтепродукты, древесина, уголь, газ, руды и первичные металлы. Однако доля сырьевой группы неуклонно сокращается, и возрастает доля готовых промышленных изделий, составляющих сегодня немногим меньше половины всей стоимости импорта. Меняется структура ввозимых готовых изделий. Боли -в первые послевоенные годы это были в основном машины и оборудование, которые Япония была не в состоянии производить сама, то впоследствии/возросло значение ввоза продукции отраслей, постепенно терявших свою роль в Японии, - сначала легкой, потом базовых энерго- и материалоемких, экологически опасных. В последние годы быстро растет объем импорта современных товаров (бытовой техники, магнитофонов, телевизоров), главным образом из новых индустриальных стран Азии и Китая. Их выпуск обычно налажен на предприятиях, принадлежащих японским компаниям; при относительно низкой цене, обусловленной дешевой рабочей силой, эти товары отличаются хорошим качеством.

Объем внешней торговли Японии постоянно возрастает, причем на протяжении многих лет торговый баланс страны сводится со значительным положительным сальдо. Так, в 1995 г. объем экспорта составил 443 млрд. долл., импорта - 336 млрд. долл.

Более 50% внешнеторгового оборота Японии приходится на развитые страны, среди отдельных внешнеторговых партнеров выделяются США, чья доля в японском экспорте составляет примерно 30%, в импорте - 25%. С большим отрывом за США следуют Китай, Южная Корея, Германия, Австралия (на них приходится по 4-8% внешнеторгового оборота). В последние годы постоянно увеличиваются объемы торговли со странами Юго-Восточной Азии, продолжает сохранять свое значение для Японии важнейший поставщик нефти - Ближневосточный регион.
Развитые страны Запада являются важнейшим районом сбыта японских экспортных изделий и одновременно поставляют в Японию разнообразную гамму товаров - от сырья до самых сложных машин и оборудования. Кроме Австралии и Канады практически все они имеют отрицательный баланс торговли с Японией. Это серьезно обостряет торговые противоречия западных партнеров с Японией, проводящей протекционистскую политику в отношении собственного рынка, и в последнее время служит причиной определенных уступок с ее стороны.
Среди развивающихся стран по масштабам и интенсивности экономических связей с Японией выделяется регион Юго-Восточной Азии, на который приходится 31% общего японского внешнеторгового оборота (1994 г.). Япония имеет активный торговый баланс со странами Юго-Восточной Азии - ее экспорт превышает импорт более чем в 2 раза. Структура японского импорта из этих стран разнообразна, среди ввозимых товаров заметны нефть, руды, лес. потребительские товары. В- Японии рассматривают Юго-Восточную Азию в качестве важнейшей сферы "жизненных интересов", поэтому экономические отношения со странами этого региона имеют разнообразный характер, не ограничиваясь торговыми операциями, - осуществляются крупные проекты, оказывается значительная "помощь развитию" по государственной линии и т. д.

После максимума, достигнутого в 1982 г., сократились масштабы японо-российской торговли. Доля России во внешнеторговом обороте Японии, составлявшая в середине 80-х годов около 1,5%, снизилась в 1992 г. до 0,3%, причем только в 1991-1992 гг. объем торговли между двумя странами снизился на 30%. К середине 90-х годов доля России в японском внешнеторговом обороте увеличилась до 0,7%, причем исключительно за счет роста импорта в Японию. В 1990-х годах японский экспорт в Россию постоянно сокращается.

В 1994 г. он оценивался примерно в 1,1 млрд. долл., что составило менее 30% уровня 1989 г. Основными экспортными товарами Японии для России являются строительная и горнодобывающая техника, а также различная радиоэлектронная аппаратура. Из-за задержек платежей российской стороной (на конец 1992 г. их сумма равнялась 1,5 млрд. долл.) многие японские торговые компании воздерживаются от заключения сделок с российскими партнерами. Объем импорта российских товаров в Японию в 1994 г. оценивался в 3,3 млрд. долл. Япония закупает в России металлы (в основном черные и алюминий), каменный уголь, нефть, золото, лес.
Основной причиной свертывания японо-российских торговых операций, как и других направлений внешнеэкономических связей, является отсутствие политической стабильности и противоречивость экономических реформ в России. Камнем преткновения на пути развития отношений, -включая и экономическую сферу, остаются нерешенная территориальная проблема, связанная с японскими требованиями возврата южной части Курильской гряды, называемой в Японии "Северными территориями", а также отсутствие мирного договора между двумя странами.

С начала 70-х годов, когда платежный баланс Японии приобрел крупное активное сальдо, а инвалютные резервы набрали необходимую "критическую массу", страна выдвигается в число заметных экспортеров капитала. В 1986 г. Япония вышла по этому показателю на первое место в мире. Общие размеры зарубежных финансовых активов Японии в 1995 г. превысили отметку в 2,4 трлн. долл., т. е. превысили показатели всех остальных стран. Возросшие финансовые возможности Японии подтверждаются тем, что более трети международных финансовых операций осуществляются в настоящее время японскими частными банками, а в десятку крупнейших частных банков мира входят семь японских.

Быстро увеличиваются объемы японских прямых частных инвестиций. В 1995 г. они достигли 55 млрд. долл., а ежегодно репатриируемые доходы Японии от зарубежных инвестиций в начале 90-х годов примерно равнялись 90% государственных доходов от налогов на корпорации. Главными стимулами прямого зарубежного инвестирования для японских компаний являются курс на защиту и закрепление рынков сырья и сбыта готовой продукции, а также снижение издержек производства при организации предприятий за рубежом, в первую очередь благодаря более дешевой рабочей силе.

Преобладающей формой, в которой осуществляются частные японские инвестиции, Является приобретение акций (почти 60%) и облигаций (около 40%) зарубежных фирм, в то время как на организацию и расширение филиалов и отделений японских компаний выделяется только около 3% сумм. Таким образом, в отличие от американских транснациональных корпораций, которые стремятся к стопроцентному контролю над зарубежными предприятиями и созданию своих отделений за рубежом, японские компании чаще используют формы совместных предприятий, стремясь расширять контроль за предпринимательством за рубежом и увеличивать возможности по распоряжению зарубежными активами. Вместе с тем в ряде отраслей, особенно современных, растет доля зарубежных предприятий, где весь капитал принадлежит японским компаниям (например, на предприятиях точного электромашиностроения и по выпуску электронной техники - до 40%).

В 70-х годах почти 2/3 прямых частных зарубежных инвестиций японских компаний приходилось на развивающиеся страны, особенно на страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, где разворачивалось производство с относительно меньшими, чем в Японии, издержками. С начала 80-х годов в региональном распределении стал доминировать фактор защиты рынков сбыта готовой продукции зарубежного производства, и преобладающая часть инвестиций сосредоточилась в США и странах Европы (около 60%). .Почти половина прямых зарубежных инвестиций приходится на капиталовложения в торговлю и финансово-кредитную, страховую сферу и прочие нематериальные сектора, около трети - на обрабатывающую промышленность, пятая часть - на добывающую.

Длительное время главными действующими лицами японского международного бизнеса выступали "универсальные торговые компании", представляющие интересы крупнейших японских многоотраслевых концернов и более мелких компаний, объединенных, как правило, в составе какой-либо из японских финансово-промышленных групп. "Универсальные торговые компании" опираются в своей деятельности прежде всего на подконтрольную им глобальную сбытовую сеть, рассчитанную на продажи массовой станд


 

 

 

Hosted by uCoz