Принято
считать, что первые европейцы появились в Японии в начале 40-х годов
16 века. В 1543 году на Кюсю появились португальские купцы, вслед миссионеры
иезуиты. Франциск Ксавье (тот самы, кто сравнивал синто и христианство
- называл синто "перевёрнутым обрядом христианских месс"),
распространивший Евангелие в Индии и Индокитае, ступил на японскую землю
в 1549 году. Проповедь шла успешно, число христиан стримительно росло
(особенно в южных портах, часто посещавшихся португальцами), чему в
немалой мере способствовала поддержка нового учения правителями (дай-мё
- князьями)стримившихся монополизировать торговлю с португальцами (помимо
прочего португальцы ввозили в Японию огнестрельное оружие). Отдельные
князья переходили в катольцизм вместе с вассалами и крестьянами. К 1580
году в Японии насчитывается 150000 христиан. В 1582 году иезуитами организуется
посольство христианских князей Кюсю в католические страны Европы - Португалию,
Испанию, Италию. Послов принимает испанский король Филлип II и папа
Григорий ХIII. Славный Одо Набунага (1533-1582), положивший начало объеденения
Японии, не только не мешает миссионерской деятельности иезуитов, но
даже покровительствует им.
Примерно
в это же время в Японии появляются монахи доминиканского и францисканского
орденов и, несколько позже английские и голландские купцы. Преемник
Нобунага, Тайко Хидэёси, вначале относится к иезуитам терпимо, но уже
1587 году издаёт указ о запрещении распространения христианства в Японии
и изгнании иезуитов из Японии, приписывающий всем заморским мессионерам
покинуть страну в течении 20 дней. Указ не был выполнен - иезуиты скрылись
во владениях князей, принявших христианство. Через 10 лет были распяты
на крестах 6 францскианцев, 3 иезуита и 17 японских христиан. Тем не
менее, в начале XVII века количество христиан достигает 200000 (по некоторым
источникам 750000 или даже 1 миллиона). В 1611-1614 годах появляется
ряд новых указов против христианства, после чего начинаются открытые
гонения, в которых "отличается" буддисткое духовенство.
С
1624- по 1638 год издаются указы, запрещающие иностранцам посещать,
а японцам покидать Японию или возвращаться в неё после пребывания за
границей (что сохранилось в отношении японцев, не покидавших своей страны
по отчужденному отношению и сторонению - соплеменников уезжавших в другие
страны, как иностранцам "гейдзинам" и сегодня). При Хидэтада
и Иэмицу - гонения достигают апогея. За это время в Японии замучено
от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч христиан. Вдоль проезжих
дорог появилась вереница крестов с распятыми христианами. Их пытали,
распинали, сжигали, заживо погребали в земле. В 1637 году доведённые
до крайности непосильными налогами, крестьяне острова Кюсю, возглавляемы
ронином (самураем, лишившимся господина), подняли бунт - Симарское восстание.
Большинство участвовавших в нем - были христианами, и восстание сразу
приняло религиозную окраску. В течении 5 месяцев - восставшие крестьяне
и самураи удерживали у стен замка - 100000-е войско сёгуна. Сёгуну пришлось
прибегнуть к помощи голландцев, разрушивших стены выстрелами корабельных
пушек. Практически всё население - 37000 человек, было уничтожено (в
живых осталось - 100 человек). Вскоре после разгрома была введена система
обязательной регистрации всех японцев в буддийских приходах ("домашних
храмах"), которая гарантировала непринадлежность членов этих приходов
христианской церкви. Отречение требовалось не только от данного лица
и членов его семьи, но и от их потомков в 3-м и 4-м колене, при этом
отречение должно было повторяться ими раз за разом.
И
до сих пор сохранились медные иконы Спасителя и Богородицы со стёртыми
и истоптанными краями. Отрёкшихся понуждали становиться на них, но несчастные
пытались стоять на краях. В 1639 году исповедание христианства в Японии
окончательно запрещается, а сама страна изолируется от мира на 200 с
лишним лет. Сохраняются только торговые контакты с Голландией (кораблям
которых разрешается заходит в Нагасаки), Китаем и Кореей. Тогда же возникла
и японская автохтонная катакомбная христианская церковь (в которой и
было развито учение о благодати Святого Духа - христианского вида Рэйки),
открыто заявившая о своём существовании только в 1865 году (через год
после рождения Микао Усуи). В ту пору численность её составляла 20000
человек. Катакомбники жили главным образом на западе Кюсю, в окрестностях
Нагасаки и Симабара. После легализации они отказались от воссоединения
с католиками и сохранили собственную иерархию, состоящую из мирян. Известно,
что в годы гонений они поклонялись Богородице под видом бодхисатвы Каннон.
"Открытие" Японии и последовавшее за ним падение сёгуната
и восстановление императорской власти в корне изменили ситуацию. Страна
взяла курс "на Запад". В 1854 году Япония подписала торговые
договора с США. Англией, Францией, Голландией.
В
1855 году был подписан договор с Россией, известный - Симодский трактат.
В соответствии с ним японское правительство открывало для России 3 порта
- Симода, Хакодате (о. Хоккайдо) и Нагасаки. В 1873 году антихристианский
закон был отменён, в Японии появилось множество христианских миссионерских
центров. В Хоккодате было открыто русское консульство, население города
составляло 6000 человек. Но, видя в христианах - иностранцах, своих
врагов, самураи ратовали за их полное изгнание. За 1-е полугодие 1861
года было убито 6 иностранцев, нападения на христиан - происходили в
Киото, Эдо и Иокагаме. В Хоккодате инциндентов подобного рода не было,
однако и к русским японцы относились по началу тоже с подозрительностью.
В
1862 году началась гражданская война, закончившаяся в 1868 году отставкой
сёгуна и созданием императорского правительства. Последним оплотом сил
сёгуна волею судеб, оказался Хоккодате, занятый флотом Энотомо, который
был разбит уже в мае 1869 года императорскими силами. Император переехал
в Эдо. Вскоре получившим имя Токио или "восточная столица".
Началась эпоха Мэйдзи - "Просвещённого Правления". В 1872
году опять начались гонения на христиан, но в 1873 году 10 февраля вышел
указ, отменявший антихристианские законы, в это время на холме Суругадай
16 (3) сентября была открыта школа русского языка и катехизаторская
школа. Тогда же была учреждена и семинария (Сэйкё сингакко) - 1-й выпуск
состоялся в 1882 году. В 1874 году стали созываться поместные соборыт
Японской Православной Христианской Церкви. 12 июня 1875 года архимандрит
Николай предложил 40 катехизаторам выбрать кандидатов для рукоположения
в священники (иереи). Было названо 3 имени, однако согласие на хиротонию
дал один из них - Павел Савабе, друг же его Иоанн Сакаи был посвящён
в диакона, рукополагал начальник Камчатской миссии епископ Павел, во
Владивостоке. Теперь среди японцев было 6 священников, 27 катехизаторов
(среди которых был и один катехизатор - Василий Усуи, возможно родственник
Микао Усуи), 50 помошников катехизатора. Японская Православная христианская
Церковь продолжала расти. Тогда же стал вопрос о назначении епископа
в Японию. 30 марата (ст. стиля) 1880 года, в воскресенье 4-й недели
Великого поста в Троицком соборе Александрово-Невской Лавры, митрополитом
новгородским и Санкт-Петербургским Исидором, был рукоположен в епископы
- Николай, вернувшийся в Японию в конце этого же года. В 1884 году на
вершине сопки Суругадай начата постройка собора Воскресения Христова,
освящение храма состоялось в 1891 году 24 февраля.
24 марта 1906 года епископ Николай был возведён в сан архиепископа.
В 1908 году на Киотскую кафедру (семинарии) прибыл епископ Сергий (Тихомиров).
В июле 1911 года только одних иереев (священников) Японской православной
христианской церкви было свыше 120 человек. 16 февраля 1912 года в четверть
восьмого зазвонил большой храмовый колокол собора Воскресения Христова
- извещавший о кончине святителя Николая, первоиерарха Японской Православной
Христианской Церкви. А 22 февраля погребено.
Благодаря
просветительской, миссионерской и благотворительной деятельности нашего
соотечественника - равноапостольного святого Николая Японского, архиепископа
Японской Православной Христианской Церкви, им было оставлено потомкам
- 1собор, 175 храмов, 276 приходов, выращено - 1 епископ, 34 иереев,
8 диаконов, 115 проповедников, общее количество православных христиан
в Японии достигло 34110 человек, не считая умерших ранее 8170 человек.
О нём ходили легенды. Не было в Японии (по признанию японцев), после
императора - человека, который пользовался бы в стране такою известностью.
Когда японские православные христиане обратились к императору с прошением
о перезахоронении св. Николая Японского, тот им отказал, сказав - "Этот
человек, его дух - духовная драгоценность Японии, его могила святыня
для каждого японца, тысячи идут на его могилу, за советом и прозрением
и утешением, пусть он останется на кладбище - Юнака (в Токио), где покоится
его тело, где его смогут посетить и синтоисты и буддисты, и верующие
других религий, чтобы каждый японец имел свободный доступ к этому благодатному
месту, этой часовни у его могилы".