ХРИСТИАНСТВО В ЯПОНИИ

 



Принято считать, что первые европейцы появились в Японии в начале 40-х годов 16 века. В 1543 году на Кюсю появились португальские купцы, вслед миссионеры иезуиты. Франциск Ксавье (тот самы, кто сравнивал синто и христианство - называл синто "перевёрнутым обрядом христианских месс"), распространивший Евангелие в Индии и Индокитае, ступил на японскую землю в 1549 году. Проповедь шла успешно, число христиан стримительно росло (особенно в южных портах, часто посещавшихся португальцами), чему в немалой мере способствовала поддержка нового учения правителями (дай-мё - князьями)стримившихся монополизировать торговлю с португальцами (помимо прочего португальцы ввозили в Японию огнестрельное оружие). Отдельные князья переходили в катольцизм вместе с вассалами и крестьянами. К 1580 году в Японии насчитывается 150000 христиан. В 1582 году иезуитами организуется посольство христианских князей Кюсю в католические страны Европы - Португалию, Испанию, Италию. Послов принимает испанский король Филлип II и папа Григорий ХIII. Славный Одо Набунага (1533-1582), положивший начало объеденения Японии, не только не мешает миссионерской деятельности иезуитов, но даже покровительствует им.

Примерно в это же время в Японии появляются монахи доминиканского и францисканского орденов и, несколько позже английские и голландские купцы. Преемник Нобунага, Тайко Хидэёси, вначале относится к иезуитам терпимо, но уже 1587 году издаёт указ о запрещении распространения христианства в Японии и изгнании иезуитов из Японии, приписывающий всем заморским мессионерам покинуть страну в течении 20 дней. Указ не был выполнен - иезуиты скрылись во владениях князей, принявших христианство. Через 10 лет были распяты на крестах 6 францскианцев, 3 иезуита и 17 японских христиан. Тем не менее, в начале XVII века количество христиан достигает 200000 (по некоторым источникам 750000 или даже 1 миллиона). В 1611-1614 годах появляется ряд новых указов против христианства, после чего начинаются открытые гонения, в которых "отличается" буддисткое духовенство.

С 1624- по 1638 год издаются указы, запрещающие иностранцам посещать, а японцам покидать Японию или возвращаться в неё после пребывания за границей (что сохранилось в отношении японцев, не покидавших своей страны по отчужденному отношению и сторонению - соплеменников уезжавших в другие страны, как иностранцам "гейдзинам" и сегодня). При Хидэтада и Иэмицу - гонения достигают апогея. За это время в Японии замучено от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч христиан. Вдоль проезжих дорог появилась вереница крестов с распятыми христианами. Их пытали, распинали, сжигали, заживо погребали в земле. В 1637 году доведённые до крайности непосильными налогами, крестьяне острова Кюсю, возглавляемы ронином (самураем, лишившимся господина), подняли бунт - Симарское восстание. Большинство участвовавших в нем - были христианами, и восстание сразу приняло религиозную окраску. В течении 5 месяцев - восставшие крестьяне и самураи удерживали у стен замка - 100000-е войско сёгуна. Сёгуну пришлось прибегнуть к помощи голландцев, разрушивших стены выстрелами корабельных пушек. Практически всё население - 37000 человек, было уничтожено (в живых осталось - 100 человек). Вскоре после разгрома была введена система обязательной регистрации всех японцев в буддийских приходах ("домашних храмах"), которая гарантировала непринадлежность членов этих приходов христианской церкви. Отречение требовалось не только от данного лица и членов его семьи, но и от их потомков в 3-м и 4-м колене, при этом отречение должно было повторяться ими раз за разом.

И до сих пор сохранились медные иконы Спасителя и Богородицы со стёртыми и истоптанными краями. Отрёкшихся понуждали становиться на них, но несчастные пытались стоять на краях. В 1639 году исповедание христианства в Японии окончательно запрещается, а сама страна изолируется от мира на 200 с лишним лет. Сохраняются только торговые контакты с Голландией (кораблям которых разрешается заходит в Нагасаки), Китаем и Кореей. Тогда же возникла и японская автохтонная катакомбная христианская церковь (в которой и было развито учение о благодати Святого Духа - христианского вида Рэйки), открыто заявившая о своём существовании только в 1865 году (через год после рождения Микао Усуи). В ту пору численность её составляла 20000 человек. Катакомбники жили главным образом на западе Кюсю, в окрестностях Нагасаки и Симабара. После легализации они отказались от воссоединения с католиками и сохранили собственную иерархию, состоящую из мирян. Известно, что в годы гонений они поклонялись Богородице под видом бодхисатвы Каннон. "Открытие" Японии и последовавшее за ним падение сёгуната и восстановление императорской власти в корне изменили ситуацию. Страна взяла курс "на Запад". В 1854 году Япония подписала торговые договора с США. Англией, Францией, Голландией.

В 1855 году был подписан договор с Россией, известный - Симодский трактат. В соответствии с ним японское правительство открывало для России 3 порта - Симода, Хакодате (о. Хоккайдо) и Нагасаки. В 1873 году антихристианский закон был отменён, в Японии появилось множество христианских миссионерских центров. В Хоккодате было открыто русское консульство, население города составляло 6000 человек. Но, видя в христианах - иностранцах, своих врагов, самураи ратовали за их полное изгнание. За 1-е полугодие 1861 года было убито 6 иностранцев, нападения на христиан - происходили в Киото, Эдо и Иокагаме. В Хоккодате инциндентов подобного рода не было, однако и к русским японцы относились по началу тоже с подозрительностью.

В 1862 году началась гражданская война, закончившаяся в 1868 году отставкой сёгуна и созданием императорского правительства. Последним оплотом сил сёгуна волею судеб, оказался Хоккодате, занятый флотом Энотомо, который был разбит уже в мае 1869 года императорскими силами. Император переехал в Эдо. Вскоре получившим имя Токио или "восточная столица". Началась эпоха Мэйдзи - "Просвещённого Правления". В 1872 году опять начались гонения на христиан, но в 1873 году 10 февраля вышел указ, отменявший антихристианские законы, в это время на холме Суругадай 16 (3) сентября была открыта школа русского языка и катехизаторская школа. Тогда же была учреждена и семинария (Сэйкё сингакко) - 1-й выпуск состоялся в 1882 году. В 1874 году стали созываться поместные соборыт Японской Православной Христианской Церкви. 12 июня 1875 года архимандрит Николай предложил 40 катехизаторам выбрать кандидатов для рукоположения в священники (иереи). Было названо 3 имени, однако согласие на хиротонию дал один из них - Павел Савабе, друг же его Иоанн Сакаи был посвящён в диакона, рукополагал начальник Камчатской миссии епископ Павел, во Владивостоке. Теперь среди японцев было 6 священников, 27 катехизаторов (среди которых был и один катехизатор - Василий Усуи, возможно родственник Микао Усуи), 50 помошников катехизатора. Японская Православная христианская Церковь продолжала расти. Тогда же стал вопрос о назначении епископа в Японию. 30 марата (ст. стиля) 1880 года, в воскресенье 4-й недели Великого поста в Троицком соборе Александрово-Невской Лавры, митрополитом новгородским и Санкт-Петербургским Исидором, был рукоположен в епископы - Николай, вернувшийся в Японию в конце этого же года. В 1884 году на вершине сопки Суругадай начата постройка собора Воскресения Христова, освящение храма состоялось в 1891 году 24 февраля.

24 марта 1906 года епископ Николай был возведён в сан архиепископа. В 1908 году на Киотскую кафедру (семинарии) прибыл епископ Сергий (Тихомиров). В июле 1911 года только одних иереев (священников) Японской православной христианской церкви было свыше 120 человек. 16 февраля 1912 года в четверть восьмого зазвонил большой храмовый колокол собора Воскресения Христова - извещавший о кончине святителя Николая, первоиерарха Японской Православной Христианской Церкви. А 22 февраля погребено.

Благодаря просветительской, миссионерской и благотворительной деятельности нашего соотечественника - равноапостольного святого Николая Японского, архиепископа Японской Православной Христианской Церкви, им было оставлено потомкам - 1собор, 175 храмов, 276 приходов, выращено - 1 епископ, 34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников, общее количество православных христиан в Японии достигло 34110 человек, не считая умерших ранее 8170 человек. О нём ходили легенды. Не было в Японии (по признанию японцев), после императора - человека, который пользовался бы в стране такою известностью. Когда японские православные христиане обратились к императору с прошением о перезахоронении св. Николая Японского, тот им отказал, сказав - "Этот человек, его дух - духовная драгоценность Японии, его могила святыня для каждого японца, тысячи идут на его могилу, за советом и прозрением и утешением, пусть он останется на кладбище - Юнака (в Токио), где покоится его тело, где его смогут посетить и синтоисты и буддисты, и верующие других религий, чтобы каждый японец имел свободный доступ к этому благодатному месту, этой часовни у его могилы".

 

 

 

Hosted by uCoz