Учение буддизма в своих исторических, национально-культурных вариантах
распространялось очень сложными маршрутами: и по шелковому пути, и севернее,
через монгольский ламаизм, в Тибет, в Корею, Китай и т.д. Но все буддийские
школы в конечном итоге попадали в Японию. Там они оставались уже навсегда.
И странным образом почти ни одно из буддийских учений, которые когда-либо
появлялись в Азии, в Японии не угасло. Официально дата заимствования
буддизма - это 552 год, или 13-й год правления императора Киммэя (по
другой версии - 538 год). Из корейского государства Пэкче тогда прибыли
послы с дарами в виде мандал, сутр, священных изображений и книг. В
Японии приход буддизма связывают с именем императора Сёму. Кто первым
откликнулся на буддизм не в государственном, а в культурном смысле?
Отклик случился сразу с двух сторон: от элиты и от низов общества. Элита
отреагировала интеллектуально. В эпоху Нара возникло шесть теоретических
школ буддизма.
Первая
- Кэгон, по-китайски - Хуаянь ("величие цветка", поскольку
в основе лежит "Сутра о величии цветка"). Вторая школа - Хоссо
(кит. Фасян, основана на учении индийского философа Васубандху "йогачара",
суть, которой - сознание как основной источник бытия). Третья школа
- Санрон (Саньлун, учение Нагарджуны "шуньявада" - об абсолютной
пустоте, отрицающей даже само понятие пустоты, что беспредметно для
дискурсивного сознания. В этой пустоте все содержится как возможность,
потенция). Четвертая школа - Рицу (кит. Люй, санскр. Виная), утверждающая,
что главное заключается в хранении заповедей. Храните чистый образ жизни,
заповеданный Буддой, и все остальное приложится. Пятая школа - Куся
(кит. Цзюйшэ, основана на философском разделе Трипитаки - Абхидхарма
Коша). Шестая школа - Дзёдзицу (кит. Чэнши, подраздел школы Санрон,
продержалась недолго). До сегодняшнего дня сохранились лишь три школы:
Кэгон, Хоссо и Риццу. Но нужно сказать, что все шесть нарских школ были
научно-философскими - своеобразными кафедрами теоретического буддизма.
Это подтверждается еще и тем, что не было разделения, один и тот же
человек обычно занимался двумя-тремя этими учениями. Но это все в готовом
виде родилось не на японской почве.
Две
конфессии японского происхождения (хотя и они имели китайскую основу),
возникли в период Хэйан, а точнее - в самом начале IX века. Это школа
Тэндай, которую основал монах Сайтё, и Сингон, созданная Кукаем. Чем
эти два учения отличаются друг от друга? В основе своей они, в общем,
едины и соответствуют тому этапу развития японского буддизма, на котором
он находился в начале IX века. Сайтё и Кукай - современники. Они прибыли
в Китай с одним и тем же посольством, хотя и на разных кораблях. Пробыли
они в Китае год-полтора, а затем вернулись в Японию и основали свои
школы. Они соперничали при императорском дворе за власть, за влияние
на императора, проводили оккультные моления о дожде, урожае, здоровье
монарха и т.д. На этом этапе буддизм еще очень тесно связан с магией,
т.к. японское сознание того времени требовало непосредственной практической
действенности религиозного акта. Именно с этого времени (эпохи Хэйан)
народ начал откликаться на оккультно-магическую часть буддизма, в особенности
школы Сингон. Монахи этой школы начали ходить по стране, занимаясь благотворительностью.
Они строили больницы, приюты для бездомных.
Не
случайно в народе возникла богатая фольклорная традиция сингоновской
тематики о "мудрецах с горы Коя" (Коя-но хидзири) рассказывали,
что они умеют летать, становиться невидимыми, открывать источники святой
воды и т.д. Этого нельзя сказать о Тэндай. У них была другая сильная
сторона - сосредоточенность на духовном аспекте и воспитание аскетической
строгости, цельности монастырской жизни. Именно поэтому, когда наступило
японское культурное средневековье (с XIII века), школа Тэндай сыграла
большую роль в буддизме, чем школа Сингон. А вот Сингон больше повлияла
на культуру в целом - науку, искусство и т.д. Кукай был образованнейшим
человеком своего времени. Знал несколько языков. Его ученики изучали
санскрит. Его считают создателем азбуки кана, хотя это, скорее, легенда,
чем правда. Он знал китайский язык как свой родной. Сохранились его
блестящие стихи и проза на китайском. Времена расцвета школ Сингон и
Тэндай - период расцвета аристократического буддизма.
Что
нужно было аристократии от буддизма? Во-первых, они высоко ценили интеллектуальное
начало в буддизме. Во-вторых, они ценили в нем эстетическое начало.
На чутких в этом смысле японцев колоссальное впечатление произвели китайская
архитектура, скульптура, живопись. Привлекало знать и оккультно-магическое
начало (и в этом смысле она от народа не сильно отличалась). Но когда
закончилось раннее средневековье, на первое место выдвинулись совсем
другие аспекты буддизма, например, религиозно-этический. Параллельно
с этим, существовал элитарный буддизм самоспасения, по преимуществу
самурайский, дзэн-буддизм (в Китае - чань-буддизм). В Китай буддизм
проник значительно раньше, чем в Японию - в V веке н.э. была основана
школа медитационного буддизма Чань ("чанна" - от санскритского
"дхьяна" - глубокое созерцание). Чаньский буддизм возник как
гибрид даосизма (китайской натурфилософии) и некоторых философских идей
конфуцианства с буддизмом.
В
Китае он разделился на две школы: северную, которая утверждала, что
к озарению можно идти ступенями, через множество перерождений, углубляя
свое сознание, и южную - школу Хоэй Нэна, шестого патриарха после Бодхидхармы,
в которой ищут мгновенного и полного озарения, ибо абсолют нельзя познать
по частям. Традиция именно этой школы проникла в Японию в конце XII
века и пошла по двум принципиально разным путям: секта Риндзай (от имени
китайского наставника Линцзи (?-866?) и секта Сото (первые слоги из
имен наставников Цаошань и Дуншань).
В
Японии Дзэн стал основой идеологии господствовавшего в средние века
класса военно-феодального дворянства (буси, самураи). Этот буддизм пошел
двумя путями: одно направление - путь углубления медитационных практик
(Сото), и это был провинциальный буддизм, другое - школа Риндзай (столичный
сёгунский, привилегированный дзэн), и им занимались люди, сведущие в
политике, искусстве, науке и т.д. И это последнее направление дало название
всему тому в японской культуре, что изначально существовало, однако
не имело категорий для обозначения. Оно не столько переродило японскую
культуру, сколько придало ей наиболее адекватное для данной эпохи выражение.
Заслугой дзэнского буддизма была также подготовка идеологической базы
для неоконфуцианства, ставшего официальной доктриной третьего сёгуната
в позднем средневековье, когда вновь было достигнуто государственное
единство с жесткой вертикальной иерархией.
Что
же касается вопроса о тантрическом буддизме, то заметную роль в японской
культуре он играл только в эпоху Хэйан (IX-XII вв.) в школе Сингон (Истинная
основа) и школе Тэндай (Великое Небо). В эзотеризме "томицу"
этой школы признавались три таинства: тела (мудры), речи (мантры) и
сознания (медитация). Некоторые самые одиозные практики тантрического
буддизма (например, связанные с сексуальной символикой ритуалы секты
Татикава) прервались в XIII веке.