Япония - древнее, самобытное государство.
Япония расположена на архипелаге, который тянется с севера на юг вдоль
восточного побережья Азиатского континента. Её главные острова: Хоккайдо,
Хонсю, Сикоку и Косю. Япония заключает в себе более 3000 островов. Извержения
вулканов, землетрясения, наводнения, горные обвалы и ураганы испокон
веков сопутствовали жизни японцев; не в последнюю очередь природные
катаклизмы способствовали выработке таких национальных качеств, как
мужество, терпеливость, самообладание, сноровка. Стоит ли удивляться,
что природа вызывает в душах японцев и чувство обреченности, и одновременно
чувство благоговения. Хотя природные условия Японских островов и оказали
заметное влияние на формирование национальной психологии японцев, но
определяющим фактором здесь, как и повсюду на земле, безусловно, выступил
способ производства. Японцы издревле занимались охотой, морским промыслом,
животноводством, но большая часть населения веками возделывала рисовые
поля.
В традиционном японоведении считается, что древнейшую основу населения
Японии составляли айны. Их хозяйство базировалось на охоте, рыболовстве,
лесном и прибрежном собирательстве. На Хоккайдо к айнам примешивались
мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка.
На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю айнское население смешивалось
и ассимилировалось с австронезийскими племенами. Этническая принадлежность
древнейшего населения архипелага еще не окончательно выяснена. С середины
первого тысячелетия до н.э. на Японские острова через Корейский пролив
с юга Корейского полуострова проникают так называемые протояпонские
племена. С их приходом на островах появились домашние животные - лошадь,
корова, овца, к этому периоду относится и возникновение культуры поливного
риса. Процесс культурного развития пришлых племен, их взаимодействия
с местным австронезийско-айнским населением происходил вплоть до V в.
Основным направлением хозяйства на Японских островах окончательно стало
рисосеяние. В настоящее время Япония - одна из самых однородных по этническому
составу стран мира, основу нации составляют японцы - более 99 процентов
населения. Айны теперь сохранились лишь на Хоккайдо, их численность
не превышает 20 тыс.История Японии с I в. до н.э. известна уже по письменным
источникам.
Синто
(Путь Богов)
В системе религиозных доктрин Японии главенствующее место занимает истинно
японская религия синто. Это древняя японская религия. Хотя истоки ее,
по общему признанию, неизвестны, ни у кого не вызывает сомнения тот
факт, что она возникла и развилась в Японии вне китайского влияния.
Японец обычно не стремится вникать в суть и происхождение синто, для
него это и история, и традиция, и сама жизнь. Синто напоминает древнюю
мифологию. Практическая же цель и смысл синтоизма состоит в утверждении
самобытности древней истории Японии и божественного происхождения японского
народа: согласно синто, считается, что микадо (император) - потомок
духов неба, а каждый японец - потомок духов второго разряда - ками.
Для японца ками означает божество предков, героев, духов и т. д. Мир
японца населен мириадами ками. Набожный японец думал, что после смерти
он станет одним из них. Синтоизм свободен от религиозной идеи "центральной
власти" Всевышнего, он учит главным образом культу предков и поклонению
природе - в силе Рэйки. В синтоизме нет других заповедей, кроме общежитейских
предписаний соблюдать чистоту и придерживаться естественного порядка
вещей. У него есть одно общее правило морали: "Поступай согласно
законам природы, щадя при этом законы общественные". По синтоистским
представлениям, японец обладает инстинктивным пониманием добра и зла,
поэтому соблюдение обязанностей в обществе тоже инстинктивно. Сведения
о синтоизме в древних книгах "Кодзики" и "Нихонги"
дают достаточное представление об этой религии. В подобных сочинениях
объединены две идеи - идея кровного племенного единства и идея политической
власти. Отражение первой - в расширении племени во времени: в отношении
к прошлому, в соединении с рождения вообще всех вещей; во включении
всего инородного в состав племени, в подчинении ему, в притягивании
генеалогической линии по главным представителям - богам, вождям, царям
- как проявление единства племени.
Отражение
второй - в представлении политической власти как выполнения богами,
вождями, царями воли высших богов. Японские хроники утверждают, что
первоначально в мире царил хаос, но затем все приобрело стройность:
небо отделилось от земли, обособились женское и мужское начала: первое
- в лице богини Идзанами, второе - в лице ее мужа Идзанаги. У них родилась
богиня солнца Аматэрасу; бог луны Цукиеми и бог ветра и воды Сусаноо
(мистика Рэйки построенна на поклонении этому богу) вступили между собой
в борьбу. Аматэрасу победила и осталась на небе, а Сусаноо был изгнан
в страну Идзу-мо на землю. Сын Сусаноо - Окунинуси сделался правителем
Идзумо. Аматэрасу не смирилась с этим и принудила Окунинуси передать
правление ее внуку Ниниги. Ниниги сошел с неба и принял управление государством
Идзумо. В знак власти ему вручили три священных предмета - зеркало (символ
божественности), меч (символ могущества) и яшму (символ верности подданных).
От Ниниги произошел Дзиммутэнно (титул тэнно означает "Верховный
правитель"; сохраняется за царствующим домом до наших дней; передается
на европейских языках словом "император"), мифический первый
император Японии - микадо. Зеркало, меч и яшма с тех давних пор остаются
эмблемой японского императорского дома. Император микадо в сознании
японца благодаря своему "божественному" происхождению состоит
в родстве со всем народом, он - глава нации-семьи. Даже сегуны, господствовавшие
в Японии более трехсот лет, называли себя представителями микадо. Идея
микадо, освященная синтоизмом, не исчезла из сознания японцев и сегодня,
хотя, конечно, ее регулирующая сила значительно ослабла.
Даже современные японцы, внешне как будто бы и не придавая серьезного
значения этой идее, подсознательно искренне благоговеют перед ней. До
сих пор в синтоистских храмах совершаются различные обряды в честь императорской
семьи (по некоторым данным их насчитывается более ста тысяч). Синтоизм
сформировал у японцев особый взгляд на мир вещей, на природу, взаимоотношения.
Этот взгляд базируется на пяти концепциях. Первая концепция утверждает,
что все сущее является результатом саморазвития мира: мир появился сам
по себе, он хорош и совершенен. Регулирующая сила бытия - Рэйки, согласно
доктрине синто, исходит из самого мира, а не от какого-то верховного
существа, как у христиан или мусульман. На таком понимании мироздания
покоилось религиозное сознание древнего японца, удивлявшегося вопросам
представителей других конфессий: "Какая у вас вера?" или того
более - "Верите ли вы в Бога?"
Вторая
концепция подчеркивает силу жизни. Согласно мифологии, первое сексуальное
сближение произошло между богами. И потому секс и моральная вина никогда
не связуются в сознании японцев. Все, что естественно, согласно данному
принципу, должно уважаться, не уважается только "нечистое",
но и всякое "нечистое" может быть очищено. Именно на это направлены
ритуалы синтоистских храмов, вырабатывающие у людей наклонности к приспособлению,
адаптации. Благодаря этому японцы оказывались способными принять почти
любую новацию, модернизацию после того, как она очищена, скорректирована,
согласована с японской традицией. Третья концепция утверждает единство
природы и истории. В синтоистском воззрении на мир нет разделения на
живое и неживое, для приверженца синто все живое: и животные, и растения,
и вещи; во всем природном и в самом человеке живет божество ками. Некоторые
считают, что люди и есть ками, или, вернее, ками располагаются в них,
или, в конечном счете они могут впоследствии стать ками и т. д.
Согласно синто, мир ками - это не потустороннее обиталище, отличное
от мира людей. Ками объединены с людьми, поэтому людям не нужно искать
спасения где-то в другом мире. Согласно синто, спасение обеспечивается
путем слияния с ками в повседневной жизни. Четвертая концепция связана
с многобожием. Синто возник из местных культов природы, поклонения местным,
родовым и племенным божествам. Древние народные верования. Обычно под
народными верованиями понимают древнюю религиозную практику, которая
не связывается с церковной иерархией. Это комплекс представлений и действий,
основанных на предрассудках, суевериях и т. д. Хотя народные верования
отличаются от храмового культа, однако связи здесь очевидные.
Обратимся,
например, к древнейшему культу лисицы, которой японцы поклоняются с
незапамятных времен. Божество в образе лисицы, верили японцы, имело
тело и разум человека. В Японии были построены специальные храмы, в
которых собирались люди, якобы обладающие лисьей натурой. Под ритмичные
звуки барабанов и завывания священников прихожане с "лисьей натурой"
впадали в состояние транса. Они полагали, что это дух лисицы вселяет
в них свои силы. Поэтому люди с "лисьей натурой" считали себя
в некотором роде колдунами и провидцами, предсказывающими будущее. Издавна
в Японии поклонялись и волку. Это животное считалось духом гор Оками.
Люди просили О-о-ками защитить посевы и самих тружеников от различных
напастей. Так, рыбаки до сих пор просят его о ниспослании благоприятного
ветра. В некоторых районах Японии, особенно на побережье, начиная уже
с древности, местные жители поклонялись черепахе. Рыбаки считали черепаху
(камэ) божеством (ками) моря, от которого зависела их удача. Огромные
черепахи у берегов Японии часто попадались в рыбачьи сети. Рыбаки осторожно
вытаскивали их из сетей, поили сакэ и выпускали обратно в море.
Также
в древней Японии существовал своеобразный культ змей и моллюсков. Вообще-то
в настоящее время японцы бестрепетно употребляют их в пищу, но некоторые
виды змей и моллюсков считаются священными до сих пор. Это таниси, обитатели
рек и прудов. Некоторые ученые полагают, что благоговейное отношение
к таниси пришло в Японию из Китая. По преданиям, в районе Айдзу когда-то
стоял храм Вакамия Хатиман, у подножия которого находились два пруда.
Если кто-нибудь ловил таниси в этих прудах, то ночью во сне слышал голос,
требующий ее возвращения. Иногда больные специально ловили таниси, чтобы
услышать ночью голос ками пруда и потребовать для себя выздоровления
в обмен на освобождение таниси.
В
старых японских медицинских книгах указывалось, что таниси - хорошее
средство от глазных болезней; существуют, однако, предания и о том,
что от глазных болезней вылечивается только тот, кто не употребляет
таниси в пищу. Есть места в Японии, где до сих пор верят в священную
рыбешку окодзэ. Этой малютке отводилось в древних легендах очень большое
место. Она считалась представительницей ками гор. Охотники заворачивали
окодзэ в белую бумагу и произносили нечто вроде заклинания: "Окодзэ,
если ты пошлешь мне удачу, я разверну тебя и дам увидеть солнечный свет".
Многие рыбаки вешали у дверей своих хижин сушеную окодзэ в надежде,
что им будет сопутствовать удача, а дом получит защиту от злых духов.
Когда рыбаки попадали в беду, они обещали нами моря принести в дар окодзэ,
если тот смилостивится и спасет их. Также существовали верования, что
удачу и счастье японцу принесет стрекоза томбо, которая ассоциировалась
с храбростью и даже с национальным духом. Стрекозу воспринимали как
воинственное насекомое, поэтому было принято носить предметы с изображением
стрекозы. Этот обычай сохранился и сейчас: изображение стрекозы можно
увидеть на вещах, одежде мальчика. Такое отношение к стрекозе идет из
глубины японской истории, когда Японию называли "землей стрекозы".
И теперь еще можно встретить в литературе слово "стрекоза"
как синоним Японии. В древние времена акулу (самэ) в Японии считали
существом, наделенным божественной силой - Рэйки-ками, т. е. ками. Об
акуле ходили различные легенды. В одной из них рассказывается, что однажды
акула откусила женщине ногу.
Отец
женщины в молитвах просил духов моря отомстить за дочь. Спустя некоторое
время он увидел, как в море большая стая акул преследовала одну хищницу.
Рыбак поймал ее, убил и нашел в желудке ногу дочери. Рыбаки верили,
что акула может помочь избежать несчастья в море и даже могла вынести
утопающего к берегу на своей спине. Считали, что за священной акулой
тянулись косяки рыбы. Если рыбаку посчастливилось встретить ее, он возвращался
с богатым уловом. Японцы также боготворили краба. Амулет, изготовленный
из его высушенного панциря, по поверьям, защищал от злых духов и болезней.
Рассказывали, что однажды крабы появились в прибрежном районе, где их
никто никогда не видел. Рыбаки поймали их, высушили и повесили на деревья;
с тех пор злые духи стороною обходят эти места. Еще до сих пор живет
предание о том, что воины Тайра, потерпевшие поражение в междоусобной
войне с кланом Минато, погрузились в море и превратились там в крабов.
Поэтому в некоторых сельских районах считается и по сей день, что брюшко
краба напоминает человеческое лицо. Наряду с почитанием животных в Японии
распространилось поклонение горам, горным источникам, камням, деревьям
и т. д. Для крестьянина природа издавна служила надежным источником
жизни, поэтому он и обожествил ее в своих представлениях.
Созерцания отдельных камней, деревьев и т. д. вызывали у японцев истинное
наслаждение. Среди деревьев это, конечно же, ива. Японцы боготворили
плакучую иву (янаги). Ее изящные тонкие ветки, колышущиеся под малейшим
дуновением ветра, вызывают у них высокие эстетические чувства. Многие
поэты воспевали с древних времен янаги, художники часто изображали ее
на гравюрах и свитках. Все грациозное и изящное японцы сравнивают с
ветвями ивы. Янаги японцы относили к деревьям, приносящим счастье и
удачу. Из ивы делали палочки для еды, которыми пользовались только в
праздник Нового года.
Изначально огромное влияние на верования, как уже указывалось, оказали
пришедшие в Японию с материка религии. В народный пантеон японских божеств
сами собой вошли многие божества из буддийского пантеона. Так, в Японии
получил большую популярность буддийский святой Дзидзо. Во дворе одного
из храмов в Токио была возведена статуя Дзидзо, опутанная соломенными
веревками. Это так называемый Сибарарэ Дзидзо - "связанный Дзидзо";
если у человека похищали какие-то ценности, он связывал Дзидзо и обещал
освободить его при обнаружении пропажи. Исследователи следующим образом
классифицируют древние народные верования японцев: культы (связанные
в основном с сельским хозяйством и рыболовством); культы исцеления (обеспечивавшие
излечивание от болезней); культы покровительства (направленные на защиту
от эпидемий и других бед извне); культ - хранитель домашнего очага (оберегавший
дом от пожара и поддерживавший мир в семье); культ удачи и процветания
(дававший приобретения и блага жизни); культ отпугивания злых духов
(направленный на избавление от разной нечисти - чертей, водяных, леших).
Первобытные шаманские и колдовские обряды синто начали приходить к известному
единообразию только с V - VI вв., когда императорский двор стал брать
под свой контроль деятельность синтоистских храмов. В начале VIII в.
при императорском дворе был создан специальный департамент по делам
синто.
Пятая
концепция синто связана с национально-психологической основой. Согласно
этой концепции, боги синто, ками, породили не людей вообще, а только
японцев. В связи с этим в сознании японца с самых первых лет жизни укореняется
представление о том, что он принадлежит синто. Отсюда вытекают два важнейших
фактора регуляции поведения. Во-первых, утверждение, что ками самым
интимным образом связаны только с японской нацией; во-вторых, синтоистская
точка зрения, согласно которой смешно, если иностранец поклоняется ками
и исповедует синто - такое поведение неяпонца воспринимается как нелепость.
Вместе с тем синто не удерживает самих японцев от того, чтобы они исповедовали
любую другую религию. Не случайно почти все японцы параллельно с синтоизмом
считают себя приверженцами какой-нибудь другой религиозной доктрины.
В настоящее время, если суммировать количество японцев по принадлежности
к отдельным конфессиям, то получится число, превышающее общее население
страны. В древности культовое действие в синто заключалось в поклонении
божеству конкретного храма, которое, в сущности, не имело отношения
к другим храмам. Ритуалы синтоистских храмов состояли в услаждении местного
божества. Эта простота церемонии, требующая от людей лишь приношений
и простейших ритуальных действий, явилась важнейшей причиной стойкости
синто на протяжении столетий.
Для древнего японца, который жил в сельской местности, свой храм, его
ритуалы, его ежегодные красочные праздники стали необходимой частью
жизни; так жили его отцы и деды, так жил он сам, не прилагая к этому
никаких усилий; так было заведено, так поступают все родственники и
соседи. Несмотря на отсутствие единства в почитании божеств, устройство
синтоистских храмов тем не менее единообразно. Основу каждого храма
составляет хондэн (святилище), в котором хранится синтай (святыня, божество).
К хондэну примыкает хайдэн, т. е. зал для молящихся. Изображений богов
в храмах нет, однако некоторые храмы украшены изображениями львов или
других животных. При храмах Инари есть изображения лис, при храмах Хиэ
- обезьян, при храмах Касу-га - изображение оленей. Эти животные рассматриваются
в качестве посланников соответствующих божеств. Все это свидетельствует
о связи синто с многочисленными специфическими народными верованиями.
Современная
Япония
Открытие европейцами островной Японии произошло в 1540 году. Через сто
лет доступ иностранцев был категорически запрещен. Истинное открытие
страны состоялось в середине XIX века, когда окончилась ее добровольная
самоизоляция. Миру явились самобытнейшие образы Японии: величественная
гора Фудзияма, цветущая ветка сакуры, пленительные гейши, яростные самураи,
изящные кимоно, утонченные гравюры "укиеэ", чайные церемонии...
и еще многое другое. По своему экономическому развитию Япония уступает
только США. Уже в 1970-е годы она перегнала Германию, и все заговорили
о японском экономическом чуде. Название страны происходит от чтения
двух иероглифических знаков: солнце и основа (корень), по-японски Нихон,
или более официально Ниппон.
"Страна
Восходящего солнца" - иносказательный перевод иероглифов. Япония
является конституционной буржуазной монархией, империей. Высший законодательный
орган страны - парламент, состоящий из двух палат; исполнительная власть
сосредоточена в руках кабинета министров. Подавляющая масса японцев
малорелигиозна и может считаться стихийными атеистами несмотря на широкое
распространение и большую роль во внутренней жизни страны двух религий:
буддизма, проникшего в V веке в Японию из Китая, и синтоизма, добуддийской
религии, в которой почитают богов природы и предков. Между религиями
были периоды отношений дружественного нейтралитета и взаимной поддержки,
например при строительстве храмов, статуй божеств и т. д., но были периоды
и конфликтов. На сегодняшний день обе религии сосуществуют, поделив
сферы влияния: буддизм взял на себя погребальные и заупокойные обряды,
синтоизм обслуживает людей на этом свете, например при свадебных церемониях.
Японцы
стойко придерживаются традиционной семейной обрядности, которая так
или иначе связана с религией. Соблюдение обрядов считается необходимым
условием приличий и достойного общественного поведения. Население страны
составляет 125 млн. человек, что позволяет Японии войти в первую десятку
стран мира по численности населения. Япония отличается самой высокой
продолжительностью жизни (около 80 лет). Это самая густонаселенная страна,
плотность населения здесь более 300 человек на 1 кв.км. По уровню урбанизации
государство вышло на первое место в мире. Более 76% населения проживают
в городах. Особенно велики размеры столичной агломерации, которая возглавляет
список самых крупных городов мира (Токио-Иокогама насчитывает 18,8 млн.
человек, в то время как второй по величине город мира - Мехико отстает
на 1,5 млн.). В Японии сформировалось пять особо крупных агломераций,
в которых проживает почти половина населения страны - 57 млн. человек:
Кэйхин (главные города: Токио, Иокогама, Кавасаки, Тиба), Хансин (Осака,
Кобе, Киото), Тюне (Нагоя и спутники), Кюсю, Хоккайдо. Внешний облик
городов выглядит современным, но на окраинах сохраняется старинный национальный
колорит. Япония - однонациональная страна, 99% ее населения составляют
японцы, относящиеся к монголоидной расе.
Наиболее
многочисленные национальные меньшинства из живущих в стране - корейцы.
На острове Хоккайдо, в основном в сельской местности, проживают 16 тыс.
айнов (коренные жители островов). Государственный язык - японский. Основу
японской письменности составляют китайские иероглифические знаки, каждый
из которых обозначает определенное корневое понятие. Этими знаками записывают
заимствованные слова китайского происхождения, а также корни собственно
японских слов. Поскольку заимствованный знак относится к разным древнекитайским
диалектам, то и существуют разные его чтения, измененные по законам
японской фонетики, но восходящие к тем древним диалектам. Какое из чтений
следует выбрать в каждом конкретном случае - следует из контекста. Упрощаясь
и изменяясь, китайские слоговые знаки составили японскую азбуку "кана",
состоящую из 50 слоговых знаков и существующую в двух вариантах - округлом
"хирагана" и угловатом "катакана".
Латинская транскрипция "ромадзи" хорошо разработана и рассчитана
на иностранцев, но имеет ограниченное применение (дорожные указатели,
названия станций и населенных пунктов).