КИ - ВСЕЛЕНСКАЯ ЭНЕРГИЯ

 


Ключевая для азиатских культур, концепция ки (ци по-китайски) на Западе стала известна сравнительно недавно. Однако ки не так-то просто дать определение на любом языке. Ки - это активная действующая сила творения: "Мириады вещей, несущих инь и включающих в себя ян, достигают посредством ки гармонии". Таким образом, ки синонимично самой жизненной силе: "Если есть ки, то это жизнь. Если нет ки, то это смерть". Как животворящий принцип, ки заставляет мир функционировать: она поддерживает ветер и дождь, ее можно ощущать как жар или холод, она течет в крови, и даже придает форму горам и рекам. В этом смысле ки - это универсальная энергия.
Ки означает живость и здоровье, как это выражено в японском слове гэнки, "первоначальное ки". Практика, способствует развитию этой первоначальной ки и поддерживает в человеке жизненные силы и здоровье. Человек также должен научиться фокусировать ки: "Сила пребывает там, где ки сконцентрирована и стабильна; смятение и злоба царят там, где ки бездействует". Ки также показывает "отношение" человека к вещам. Позитивная ки необходима для ментального и физического здоровья. Еще одно значение ки - это чувствительность, восприятие сил, которые нельзя увидеть глазами - например, электрический ток и звуковые волны на физическом уровне и ауру на духовном уровне.

КИ - особый тип энергии, называемый в Индии прана, в Китае чи (или ци), в Японии ки, являет собой то, что принято определять как биоэнергию или скрытую силу. Существует "два вида" силы ки: ян, или силе позитивной, жесткой ("мужской"), а также инь, силе негативной, мягкой ("женской"). Эта энергия присутствует практически везде, в том числе и в каждом человеке, но в состоянии, как правило, нескоординированном, рассеянном. Нужно научиться объединять, аккумулировать эту энергию, стабилизировать ее, чтобы, наконец, высвободить или распространить в требуемом объеме и направлении.
Для этого существуют различные виды медитаций (дзадзен ("сидячий дзен") или дзен в стойке ("стоячая свая"), асаны в йоге, плавное изменение позы в тай-чи), но всегда с непременным атрибутом - глубоким дыханием. Упражнения КОКЮ абдоминального (через низ живота) дыхания связаны, естественно, с концентрацией энергии в этом месте - в точке тандэн.

КОКЮ - ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ

Несмотря на то что кокю неразрывно связано с ки, между этими двумя силами существует различие. Однако, поскольку кокю также трудно определить, как и ки, точно сформулировать эти различия не представляется возможным. Кокю - это, в первую очередь, "дыхание", физический акт вдоха и выдоха. Дыхание является основным фактом нашего существования - "В начале было Слово" также можно перефразировать как "В начале было Дыхание", - без которого мы несомненно умрем. (В Синто есть теория, согласно которой люди делают выдох во время рождения и вдыхают во время смерти.)
В Индии дыхание называется праной. Вдох рождает семя-слог ХАМ ("Я"), а выдох порождает семя-слог СА ("это"). Естественный акт дыхания создает непрерывную мантру ХАМ-СА, "Я Это!" - саму божественную жизнь. Таким образом, получается, что дыхание - это естественная и спонтанная молитва, мантра, которая согласно тантрическим текстам повторяется 21 600 раз в день. В японском эзотеризме выдох - это хаку, мужское, а вдох - су, женское.

В каждом цикле нашего дыхания присутствует естественная гармония мужского и женского, огня и воды, а также формирование ками.
Кокю, подобно ки, воспринимается как всепроникающая сила: "Дыхание - это нить, связывающая творение вместе". Вся Вселенная дышит - прилив отмечает пик космического вдоха, а отлив означает, что цикл космического дыхания завершен. Идзанаги и Идзанами на самом деле все еще живы, они тесно связаны друг с другом; Идзанаги делает один полный вдох каждые 182,5 дня с середины зимы до середины лета, а Идзанами делает свой вдох в течение следующих 182,5 дней, с середины лета до середины зимы.
Каждый практик Рэйки обязан объединять свое индивидуальное дыхание с космическим дыханием: прилив и отлив = "сифурутам-но-симицуиама". Когда волны накатывают, чтобы удариться о берег, они вначале вздымаются, а затем с шумом падают. Дыхание должно следовать той же модели, всасывая при каждом вдохе в живот всю Вселенную. Знайте, все мы имеем доступ к четырем сокровищам: энергии солнца и луны, дыханию небес, дыханию земли и смене приливов и отливов.

Технически, кокю подразумевает "концентрированную силу" и "хороший тайминг". Кокю является своеобразным генератором, придающим силы искусным мастерам - позволяющим музыканту держать бесконечно длинные ноты, актеру театра. Но, часами двигаться по сцене в полном костюме, а мастеру боевых искусств без устали справляться с нападающими один за другим противниками. В пропорции Рэйки/Айки есть набор упражнений, используемых для развития силы дыхания. Выполняющий эти упражнения человек учится, как дышать всем телом и генерировать таким образом взрывную энергию. (Разницу между киай и кокю в данном случае объяснить не так-то просто).

Кокю - это хороший тайминг между художником и его средством самовыражения, между мастером и учеником, между укэ и нагэ, между человеком и миром. Если кокю 2-ух людей или группы не синхронизировано, то это определенно сулит неприятности. Первоначальное значение гавайского приветствия "алоха" основано на этой посылке. Алоха означает "ощущать ха", ощущать дыхание или жизненную силу другого. То есть два человека становятся друзьями в результате обмена и слияния своих алоха, своих кокю. Кроме того, кокю понимается как естественный ритм, существующий во всех видах деятельности, - для достижения реального успеха в любом предприятии человек должен находиться в гармонии с кокю текущего момента. В этом и состоит "трюк" правильного движения в Рэйки/Айки и любом другом искусстве.


МИСОГИ - ОЧИЩЕНИЕ ТЕЛА И СОЗНАНИЯ


Очищение водой является еще одним универсальным религиозным обрядом. Индусы смывали свои грехи в священной реке Индии с начала истории. Евреи практикуют ритуальное погружение, мусульмане совершают омовение, а христиане и буддисты используют воду в церемониях инициации: крещения и абхишеки. Коренные американцы сооружают вигвамы-парные ("Если сердце не чисто, то нельзя увидеть Великий Дух", - говорил старейшина Черный Лось). Гавайцы совершают хи увай (омовение) в водах Тихого океана.
В Японии такого рода очищение называется мисоги. Побывав в мрачном мире мертвых, Идзанаги пошел очиститься от скверны в быстрых водах Татибана-но-Одо (Кодзики 1:11). В результате мисоги Идзанаги родились божества Аматэрасу и Сусано-о, поэтому очищение в воде - в океане, под водопадом или из "ледяного ведра" - всегда было в Японии одной из центральных религиозных практик.
Однако смывание с тела грязи было всего лишь одним видом мисоги. Было также мисоги поста и правильной диеты для очищения тела от токсинов. Было мисоги сердца, практиковавшееся для избавления от злых мыслей, недобрых слов и плохих поступков. Было мисоги окружающей среды - содержание всех вещей вокруг в чистоте и порядке. После достижения совершенства во всех этих прак-тиках мисоги становилось ритуалом позитивных изменений и обновления.

Выполняя все эти традиционные ритуалы мисоги, но, в конце концов, Рэйки само по себе является всеобъемлющей формой мисоги: "Сущность Айкидо в том, чтобы очиститься от злобы, стать гармоничным со своим окружением и очистить свой путь от всех препятствий и барьеров".
ТИНКОН-КИСИН (УСПОКОЕНИЕ ДУХА, ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКУ)

Тинкон означает "остановиться и успокоить дух". Это общий подход, используемый повсюду в религиозных практиках. Наша повседневная жизнь полна отвлекающих внимание вещей. Большинство людей замечает, что их физическая и психическая энергия быстро рассеивается, расходуясь на большие и маленькие внешние события. Поэтому необходимо регулярно собираться с духом посредством какой-нибудь формы спокойной медитации. Тэнкан должен привести к кисин, "возвращению к ками", еще более глубокому созерцательному состоянию, при котором человек погружается в божественное. Для достижения такого состояния Морихэй однажды порекомендовал следующий способ: Сядьте спокойно в сэйдза или дзадзэн. Закройте глаза и сложите руки в космической мудре. Сначала примерно в течение двадцати минут созерцайте царство явленного - как мир выглядит и как его можно почувствовать. После того как успокоитесь, погрузитесь в царство скрытого и вернитесь к истоку всех вещей, кототама СУ. Оставайтесь здесь, в центре, как можно дольше, минут сорок или около того.

Цитируется по - aikiportal.com.ua - использование материалов разрешено при условии размещения ссылки на источник -
http://aikiportal.com.ua/page25.htm
Распространение КИ
Концепция КИ (жизненной силы) знакома изучающим китайский цигун, они называют эту же энергию ци или чи. Каждая культура имеет похожее слово для обозначения гармонизирующей энергии Вселенной, дающей жизнь всему сущему, или силы, пробуждающей жизнь. В Древнем Риме это была аура; в Индии это была прана; в Японии до 2-ой мировой войны это было рэйки, или рэйси (рэйдзи, в западном искажении - рэйдзу).
В своей концентрированной форме КИ может восприниматься как свет, поэтому пророки и святые, такие, как Будда или Христос, часто изображаются с ореолами - божественный свет может быть виден на самом деле, если человек достаточно восприимчив. Такого рода восприимчивость - это не просто получение знаний о человеке в результате пристального наблюдения за его действиями, анализа произносимых им слов и попыток перенести его характер на самих себя; а скорее действительное и непосредственное ощущение КИ. Полагают, что шаманы и медиумы особенно чувствительны к потоку ки. Мастера, обладающие подлинным пониманием КИ, могут делать такие вещи, которые кажутся совершенным чудом: исцелять умственные и физические недуги, изгонять злых духов, общаться телепатически или побеждать противника, даже не касаясь его. К тому же ки обладает миротворческой силой. В одной из глав Кодзики, посвященной императору Судзин, говорится: "Божественный дух (синки) не причинит тебе вреда, и в стране наступит спокойствие и умиротворение". В Никон секи мы находим: "Проникнись божественным духом - и мы все падем перед тобой ниц". В Синъихо, раннем тексте по древней японской медицине, составленного Танба Ясуёри (912-995), написано: В человеческом теле гармонично взаимодействуют небесные элементы огня, ки, земли и воды. Если что-либо нарушает этот баланс, то это называется "болезнью". Восемь способов и методов восстановления этого баланса называются "медициной". Любое лечение начинается с гармонизации ки воды и ки огня.

КИ - ВСЕЛЕНСКАЯ ЭНЕРГИЯ. Как животворящий принцип, ки заставляет мир функционировать: она поддерживает ветер и дождь, ее можно ощущать как жар или холод, она течет в крови, и даже придает форму горам и рекам. Ки находится внутри и снаружи каждого живого существа, и ни в этих небесах, ни на нашей земле нет ничего, в чем не было бы ки. Ки - это основа творения и определяющий фактор существования. Без ки невозможна жизнь. В этом смысле ки - это универсальная энергия. Ки означает живость и здоровье, как это выражено в японском слове гэнки, "первоначальное ки". Ключевая азиатская концепция культуры Ки (ци по-китайски) - это активная действующая сила творения: "Мириады вещей, несущих инь и включающих в себя ян, достигают посредством ки гармонии". Ки - синоним самой жизненной силы: "Если есть ки, то это жизнь. Если нет ки, то это смерть". КИ - особый тип энергии, называемый в Индии прана, в Китае чи (или ци), в Японии ки, являет собой то, что принято определять как биоэнергию или скрытую силу. Существует "два вида" силы ки: ян, или силе позитивной, жесткой ("мужской"), а также инь, силе негативной, мягкой ("женской"). Эта энергия присутствует практически везде, в том числе и в каждом человеке, но в состоянии, как правило, нескоординированном, рассеянном.
Важность ки снова и снова подчеркивается в китайской философии. В собрании даосских текстов седьмого века Пао-Пу-Цзу (известном в Японии как Хобокуси) говорится:
Для того чтобы обрести бессмертие, адепт должен бережно относиться к основным жидкостям тела, способствовать развитию ки и принимать эликсиры.
Согласно Пао-Пу-Цзу, развитие ки - это одно из непременных условий достижения бессмертия. Развитие ки (которое включает техники контроля дыхания) позволяет адепту исцелять все болезни, умиротворять диких животных, ходить по воде и достигать долголетия.
Изучение и практика ки всегда были важными моментами азиатской культуры. Особенно это касается японского синтоизма, где очень многие дошедшие с древних времен эзотерические практики имеют целью просветление человека в отношении истинной природы ки - в отношении того, как ки действует во Вселенной и как ее сила может быть использована.

В Тантре и Йоге для использования космической энергии применяется множество различных мудр (положений рук) и асан (позиций тела). В айки будо также применяются различные внутренние и внешние техники для взращивания и развития силы ки. Для того чтобы использовать ки, необходимо понять определенные принципы и точные формы; когда на собственном опыте испытываешь истинные принципы и их физическое проявление, движения можно трансформировать, что, в конечном счете, ведет к полному слиянию тела и сознания или личности и космоса. Например, если при выполнении техник айки-агэ (поднимание противника над землей для выведения его из равновесия) просто сложить мудру тинкон и успокоить свой дух, то выполнить их будет гораздо легче. Конечно, сама по себе мудра не обеспечивает полного использования силы ки, но благодаря ей на самом деле легче концентрироваться и направлять энергию. В настоящее время те, кто занимаются системами, связанными с айки, часто говорят о "победе над противником при помощи айки" или "использовании айки для иммобилизации противника", но каждая система делает свой, слегка отличный от других акцент, отражающийся в соответствующем теоретическом и техническом подходе.

В самом начале Кодзики два божества творения, Таками-мусуби (представляющее принцип Ян) и Ками-мусуби (представляющее принцип Инь), используют чудесную силу мусуби (созидательную энергию) для того, чтобы сотворить мир. Подобным же образом действие мусуби можно увидеть в техниках айки, где человек объединяет свое ки с ки партнера или пытается связать свое индивидуальное ки с ки Вселенной. В синтоизме ки но мусуби - это генерирующая сила жизни; в воинских искусствах айки - это источник бесчисленного количества техник. Даже не обладая знанием базовых техник воинских искусств, человек, если он знаком с принципом объединения ки, может уклониться от ударов и захватов противника, с какой бы стороны они ни были направлены.
Взращивание ки и использование созидательной силы мусуби - занятие не только для даосских волшебников и мудрецов Синто. Это ключевой фактор в тренировках мастеров воинских искусств. Неконтролируемое и неровное дыхание оказывает неблагоприятное действие на тело и сознание человека; и наоборот, хороший контроль дыхания значительно увеличивает обычную силу. Контроль дыхания обязателен для овладения воинскими искусствами; все серьезные ученики ежедневно выполняют дыхательные упражнения. В системах айки будо, таких, как Дайторю, движение рук - вверх и вниз, внутрь и наружу - всегда задействует контроль дыхания; четкое определение и понимание этих принципов является основополагающим для развития силы ки.
В плане подлинно духовного опыта, контроль ки и мусуби позволяет занимающемуся постичь истинную природу существования и понять принципы действия Вселенной. Только те, кто обладают такой глубокой восприимчивостью, могут использовать силу космической ки. Благодаря владению этой духовной силой, даосские волшебники, мастера Тантры и мудрецы Синто могут защищать живые существа от природных бедствий, исцелять больных, производить пилюли бессмертия, создавать счастье для всех и творить мир на земле.
Концепция Айки (гармонизированной энергии), являющаяся центральной как для Дайторю, так и для Айкидо - это чрезвычайно древняя концепция. Явное упоминание техник айки можно обнаружить в Кодзи-ки, наиболее ранних (восьмой век) японских хрониках, включающих легенду о Такэ-ми-кадзути-но-ками и Такэ-ми-наката-но-ками. Эти два божества Синто были известны своей невероятной силой, и в конце концов между ними произошло неизбежное состязание. Когда Такэ-ми-наката схватил Такэ-ми-кадзути за запястье, рука Такэ-ми-кадзути превратилась сначала в столб льда, а затем в лезвие меча, что заставило Такэ-ми-наката отскочить в благоговейном страхе. Затем Такэ-ми-кадзути схватил запястье своего противника и сломал его, словно молодую тростинку, заставив Така-ми-наката признать поражение и бежать в ужасе. Подобным же образом мастера айки знают, как превращать свои руки в железные палицы и лезвия мечей; применяя такие техники, как ёнка-дзё, могут они и сломать запястье противника.

ПРАКТИКА КИ:
Практика, способствует развитию этой первоначальной ки и поддерживает в человеке жизненные силы и здоровье. Человек также должен научиться фокусировать ки: "Сила пребывает там, где ки сконцентрирована и стабильна; смятение и злоба царят там, где ки бездействует". Ки также показывает "отношение" человека к вещам. Позитивная ки необходима для ментального и физического здоровья. Еще одно значение ки - это чувствительность, восприятие сил, которые нельзя увидеть глазами - например, электрический ток и звуковые волны на физическом уровне и ауру на духовном уровне. Нужно научиться объединять, аккумулировать эту энергию, стабилизировать ее, чтобы, наконец, высвободить или распространить в требуемом объеме и направлении. Ки является важнейшим фактором всех боевых искусств Азии. Еще один подход основывается на принципе "объединения вашего ки с ки противника и слияния вашей личности с космосом". Правильное выполнение техник такого высокого уровня требует и высокой степени просветленности, но если ими овладеть, то эти замечательные техники дают людям возможность обезоруживать своих врагов и устранять агрессию иногда даже во вселенском масштабе. Вопрос о том, выражены ли принцип космической гармонии и стремление к миру на земле в учении Дайторю или нет, остается поводом для споров, но Морихэй Уэсиба, находясь под сильным влиянием духовного учения синтоистской секты Омото-кё, сделал стремление к миру центральным стержнем Айкидо. Единственный общий подход в системах айки - это принцип "использования техник, нейтрализующих силу противника".Применяя такого рода техники, практикующие айки - мужчины, женщины или дети - могут одолеть противника, значительно превосходящего их силой. В Китае развитие ки (ци) является основой каждой школы и каждого стиля; в Японии будо, айки ("слияние ки") и киай ("проецирование ки") и рэйки ( были всем, о чем свидетельствует приведенная ниже японская сказка девятнадцатого века: Молодой фехтовальщик по имени Сирай бросил вызов старому мастеру Тэраде. Другие фехтовальщики клялись, что видели, как искры слетают с кончика деревянного меча Тэрады, и Сирай, столкнувшись с ним лицом к лицу, убедился, что это были не слухи. Сирай, глубоко потрясенный силой ки Тэрады, просто застыл на месте. После этого случая Сирай стал прилежным учеником Тэрады и, в конце концов, постиг таинства ки. Теперь, когда на Сирая двигались противники, он принимал стойку, наполненную ки, и останавливал их волной ки, шедшей от кончика его боккэна. Он был непобедим. В более близкое нам время Мастера демонстрировали подобные чудесные способности, даже когда был стары и слабы с виду. Когда находишся в месте средоточия силы, собирись с силами, концентрируйся и проецируй мощно - ки, что она разлеталась в разные стороны Вселенной, объеденяясь с тобой в одной сфере. Конечно, можно выполнять определенные упражнения на развитие ки и на ее "тестирование", однако обычно рекомендуют позволять силе ки развиваться естественно и полно в контексте регулярных тренировок.
Дата публикации: 02/02/2005


ЭТАПЫ ПРАКТИКИ РОСТА (уровня Посвящения по "лествице" лестнице практики самореализации и самосовершенствования) личного - КИ:

1. ФОКУСИРОВКА - Кикай-тандэн Море разливанное Ки, то есть вместилище Ки. На Востоке считают, что психологический и духовный центр человека находится на два дюйма ниже пупка в точке кикай тандэн.

2. ПРАКТИКА - Кимэ - сосредоточение, концентрация, фокусировка КИ в одной точке. Сгибание сустава в направлении естественного движения. Также означает физическую и духовную концентрацию для решающих действий.

3. ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ СЕБЯ И ДРУГОГО - Киатсу - оздоровительная система массажа, связанная с энергией Вселенной, основанная на удалении препятствий, мешающих свободному прохождению потока природной энергии.
4. РАБОТА в Ки-тай - тело энергии, духа. 4-ая стадия обучения.
5. РАБОТА над Ки-ику - воспитание характера, личности.

6. работа с взаимоотношениями и отношениями - Ки-авасэ" - встреча ки". Слияние ки партнёров при отработке техник. РЭЙ - БЛАГОДАРНОСТЬ И УВАЖЕНИЕ: Как любое истинное искусство, Рэйки начинается и заканчивается с поклана - рэй, уважения. На низшем уровне уважение подразумевает правильный этикет и сдержанность. В Синто же этот естественный этикет должен исходить из макото, искреннего и уважительного подхода к жизни, осознания Божественного, наполняющего все вокруг. Ни один инструмент не будет срабатывать должным образом, если с ним непристойно обращаться. Это не просто уважение к другим людям, но также уважение к инструментам и посуде, которые мы используем в нашей повседневной жизни, к животной и растительной пище, которую мы едим, а также к солнцу, воздуху и воде, которые поддерживают в нас жизнь. Когда традиционный японский ремесленник приобретал новый инструмент, он его не использовал до тех пор, пока не освящал должным образом. Многим инструментам давались имена, в ознаменование того факта, что инструмент отныне становился частью семьи ремесленника. В День Нового Года ремесленник заботливо чистил и полировал свой инструмент и делал ему подношение в виде праздничных рисовых пирожных. Когда инструмент в конце концов изнашивался, его не просто выбрасывали, а формально провожали на отдых в специальной церемонии в честь его долгой и верной службы.

7. РАБОТА С СООТВЕСТВИЕМ ЗАКОНАМ ВСЕВЫШНЕГО (О-о-ками) - Ки-мусуби "связь ки". Все существа и элементы природы образуют нерушимую связь энергии.

8. РАБОТА С МЯГКИМ ДЕЛИКАТНЫМ ПОТОКОМ В ДЫХАНИИ - Ки-но-нагарэ поток ки; энергия, подобная ручью. Одна из стадий обучения и использования техник.

9. РАБОТА С ЭНЕРГО-СЕТЬЮ МИРОЗДАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕШЁТКУ ЭНЕРГИИ В ПЕРЕДАЧЕ НАМЕРЕНИЯ - Кюмон "девять ворот" (или дзюмон - 10 врат) в нервную систему, которые используются в атэми, используя матричную основу 8-ми лучевой звезды "ХАККОКЕЙ" И ФОКУСИРОВКУ ВОЛИ ИЛИ ФОКУСИРОВКУ ЧЕРЕЗ СИМВОЛЫ.

10. Кихон - корни Ки. База, фундамент, основа. Выполнение специальных порядковых упражнений и комплексов техник.

11. РАБОТА С СОЮЗОМ 4-х ОСНОВ - Кокоро - дух, душа, сердце, воля:
Кокоро-но-дзюмби-доса техника концентрации, укрепления и очищения перед тренировкой.

 

 

 

Hosted by uCoz